Постоянно растущее количество автомобилей в стране влечет за собой рост как дорожно-транспортных происшествий, так и количество сделок с автотранспортом.
Именно поэтому в 1998 году в РФЦСЭ появился новый вид судебной экспертизы – автотовароведческая, в настоящее время одна из самых востребованных. В 2003 году сотрудниками ОИТП было проведено около четырехсот судебных автотовароведческих экспертиз по гражданским, уголовным и арбитражным делам. Эксперты – автотовароведы исследуют транспортные средства, как товар, который должен быть качественным с момента его производства и, как минимум, до конца гарантийного срока и не иметь производственных дефектов. Автомототранспорт должен, в соответствии с технологией, ремонтироваться, восстанавливаться после его повреждения в ДТП. Стоимость восстановления (ущерба) должна быть рассчитана в строгом соответствии с экспертной методикой, нормативами заводов-изготовителей.
При возникновении имущественных споров и при расследовании правонарушений, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта, к судебным экспертам-автотовароведам обращаются суды, прокуратура органы дознания ГИБДД, следственные органы.
Экспертам-автотовароведам приходится оценивать транспортные средства для оформления наследства у нотариусов, для таможенного оформления, устанавливать величину остаточной стоимости, а также степень износа автомобилей, полученных в бесплатное пользование льготниками в Департаменте социальной защиты населения, оказывать, в пределах своей компетенции, помощь юридическим и физическим лицам.
Научной основой автотовароведческой экспертизы является Методическое Руководство для экспертов системы СЭУ Минюста России «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств», подготовленное коллективом авторов — сотрудниками РФЦСЭ и СЗРЦСЭ и изданное в 2001 году. Активно используются при производстве судебных экспертиз компьютерные программы «Аудатекс», «Митчелл», «Аугодат» и другие, интернет.
Объектами автотовароведческой экспертизы являются:
- АМТС в целом, как сложное изделие;
- агрегаты, узлы и детали АМТС;
- информация представителей автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и др. организаций;
- документы, представленные для проведения исследования.
Предметом автотовароведческой экспертизы являются:
- марка, модель, тип АМТС;
- дата выпуска АМТС;
- общее техническое состояние АМТС;
- комплектность АМТС, принадлежность узлов, деталей и агрегатов АМТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- повреждения, дефекты, неисправности АМТС.
В компетенцию судебного эксперта-автотовароведа входит:
- идентификация АМТС и проверка соответствия типа, марки, модели, даты выпуска, технических характеристик АМТС данным, указанным в свидетельстве о регистрации ТС или ПТС (если для этого не потребуется проведение экспертизы другого рода или вида);
- проверка данных о техническом состоянии и наличии технических повреждений АМТС, определение характера повреждений АМТС и способов их устранения;
- определение стоимости восстановительного ремонта (в том числе с учетом износа);
- определение стоимости АМТС (в том числе с учетом таможенных расходов);
- определение величины утраты товарной стоимости (УТС) в результате ДТП;
- оценка качества изготовления и ремонта АМТС;
- проверка соответствия расчета затрат на восстановление АМТС действующим нормативным документам.
Некоторые из перечисленных выше задач судебной экспертизы возможно решить лишь после проведения других экспертиз, не относящихся к транспортным. Например, для идентификации автомобиля, находившегося ранее в угоне, необходимо проведение экспертизы сотрудниками лаборатории КЭМВИ для проверки номеров кузова и двигателя в связи с возможным их умышленным изменением после угона.
При производстве комплексных судебных экспертиз эксперты-автотовароведы выполняют свои задачи совместно с пожарно-техническими экспертами, специалистами-металловедами, химиками и т. д.
Совместными усилиями решаются многие сложнейшие вопросы, стоящие перед следствием, судами.
Основными задачами судебной автотовароведческой экспертизы является совершенствование экспертной методики на основе анализа и обобщения современной практики с учетом производства гражданских, уголовных и арбитражных дел.
Так, например, формула для расчета износа АМТС зачастую приводит к неожиданному результату, когда 10-ти летний и старше автомобиль может иметь заниженный износ (в пределах 20%). Дело в том, что величина пробега автомобиля, принимаемого экспертом в соответствии с одометром, может при желании корректироваться (снижаться) владельцами, в этом случае также возможна замена спидометра в процессе эксплуатации и т.д. Расчет износа АМТС необходимо производить таким образом, чтобы величина пробега не имела превалирующего значения, а стоимость автомобиля максимально приближалась к рыночной, которая определяется одним из основных параметров — годом выпуска.
Кроме того, данная методика не содержит методических рекомендаций по поводу так называемых «годных остатков», которыми часто определяется остаточная стоимость автомобиля после ДТП, по расчету количества основных и вспомогательных расходных материалов при восстановительном ремонте АМТС. Также требует доработки методика расчета утраты товарной стоимости (УТС), допускающая различные подходы и толкования.